05.12.2016

Как с помощью краудфандинга собрать деньги на стартап

22 полезных совета

1. Ваш спонсор должен получать эксклюзив
С помощью Crowdfunding  платформы Вы должны заинтересовать своих спонсоров. У Вас должна быть хорошая идея, а у них желание и мотивация помочь. Иначе, Вы можете не собрать денег.

Как сделать так, чтобы человек захотел пожертвовать? Во-первых, нужны хорошие фотографии. Во-вторых, нужна история: например, «мы не только хотим построить мотель, но у нас есть программа развития села, мы реально пробуем изменить ситуацию». Люди готовы поддерживать цепляющие их истории, но при условии, что это того стоит.

История должна быть не просто интересной, она должна затрагивать чувства, оставаться в памяти. Старайтесь создать вирусную историю.

2. Бейте точечно
Точно так же, как с доходами, на отдельном листочке нужно нарисовать свою аудиторию. Сколько у вас друзей в Facebook, а сколько в «Вконтакте», сколько из них журналистов, у кого в подписчиках 5000 человек, а у кого - два. Это нужно, чтобы, когда начнётся краудфандинг, вы не тратили время на то, чтобы писать всем. Чем точнее удар, тем эффективнее кампания.

3. Вовлекайте людей. Площадка важна, но это не ключевой фактор
Социальная составляющая краудфандинга – это не благотворительность. Это тоже бизнес.
Можете подать заявки на любой из платформ.  Но площадка, какая бы ни была, за счет своих ресурсов даёт примерно 10% от сборов. Всё остальное - это ваша работа.

4. Не надейтесь на пиар-службу крауд-площадки
Ощибочное мнение, что в большой компании есть мощный пиар-отдел, который помогает наладить контакты с прессой и другим партнерами.  На самом деле эту работу площадка сделать не может - пресса не работает с ней бесплатно. А бюджетов на PR проектов там нет (да и откуда им взяться, если у тебя в день запускается по сотне проектов?). Потому совет: каждому предпринимателю, который рассчитывает таким образом собрать денег, нужно самому выходить на прессу.

5. Найдите способ заинтересовать  и подключить прессу
Заранее ищите контакты в СМИ, которые с высокой долей вероятности заинтересуются вашим проектом – через друзей, знакомых, социальные сети.  Когда ты неизвестен и запускаешь первый проект, 99% твоих писем в СМИ будут оставаться непрочитанными. Чтобы пресса обратила внимание, нужно имя. В начале с этим сложно.

«У меня было ощущение, что я вот сейчас запущу краудфандинг - и всё полетит.  Мои друзья расскажут своим и т.д. Это главная ошибка начинающих. Ничего не полетит, если не работать 20 часов в сутки»
Небольшой совет: друзья – ваш социальный капитал, но пресса утраивает успех.

6. Постарайтесь зацепить читателя
В интервью просто расскажите свою историю. Журналисты любят, когда вы не кричите о проблемах обществе, не давите на жалость, а предлагаете решение. Любую историю, какая бы она ни была грустная, нужно выводить в позитив. Потому что все устали от негатива.
Просто рассказажите людям историю, вызывающую отклик. И СМИ сами продолжат вашу историю.

7. Поднимайте уровень доверия
Если вас не воспринимают всерьёз, привлеките знакомых или родственников. Покажите тех, кто стоит за вами - это повышает уровень доверия к проекту.

8. Предъявите доказательства
Покажите фотографии, видео – всё, что может подтвердить, что ваш проект - не профанация.  Вы должны быть абсолютно прозрачными. Это касается не только страницы на крауд-платформе, но и социальных сетей - заинтересованные люди будут следить за вами. Вы должны быть готовы к тому, что кто-то захочет это сделать в любой момент.

Хорошо, если вы сможете организовать «прямой эфир» в рамках краудфандинга: мол, смотрите, работа кипит. 

9. Выходите в оффлайн
Подумайте, где в оффлайне вы можете достучаться до своей аудитории. Это нужно, чтобы понимать, с кем вы будете потом разговаривать в онлайне.

Имейте в виду, что люди, берущие на улице или кафе визитку, совершенно точно её потеряют. Лучше возьмите с собой iPad, чтобы прямо там показывать заглавное видео проекта»

10. Ловите волну
Краудфандинг – это прежде всего продвижение. Поэтому если вам повезло собрать денег больше чем вы планировали, запускайте своей проект. Думайте, куда эти деньги можно использовать уже сейчас.

11. Работайте без оглядки на крудфандинг
Если ты сегодня хочешь собрать миллион, будь готов вложить 200 тысяч на его раскрутку. 

12. Делайте хороший контент
Если три года назад в качестве видеообращения годился ролик, снятый на смартфон, сегодня это уже моветон. Видео и фото должно соответствовать мироощущению твоей целевой аудитории.

13. Найдите дополнительные смыслы
Из вашего обращения к спонсорам должен быть чётко понятен посыл: зачем это всё? Обычным людям неинтересно поддерживать просто бизнес-идею. Зачем? Ради твоей прибыли? Другое дело – необычная идея, продукт, которого нет на рынке, или бизнес с выраженной социальной миссией.

14. Стройте текст как квест
Если текст на главной странице проекта не хочется дочитывать, это неправильный текст. Или его слишком много. Или страдает оформление. Или – что чаще всего – в нём нет внутренней логики. Внимание человека к концу текста должно усиливаться. Абзац текста должен строиться как гипотеза и доказательство, вы должны читателя с каждым шагом убеждать, говорить: «А ещё…».

Это такой квест. Если дочитал до конца, то проникся. Ну, и чем больше цифр и схем, тем убедительнее. Только желательно их переработать для ненатруженных мозгов.

15. Не стоит недооценивать оформление
Все эти ягодки и «няшечки» на странице проекта показывают людям, что вы работали, потратили на это время, старались, только не переусердствуйте.

16. Упоминайте статьи, в которых о вас писали
Но не стоит давать прямые ссылки – люди могут уйти со страницы проекта, не дочитав ваш текст. Используйте PrintScreen, выносите цитаты – всё это повышает доверие к сбору. Если пресса писала, значит, она уже вас проверила. Значит, вы не аферист.

17. Учитесь на чужих успехах
Посмотрите успешные проекты. Если на площадке будет толковый менеджер, он объяснит, почему тот или иной проект сработал. И вообще, активнее общайтесь с площадкой. Они могут подсказать и по трендам, и по технологиям. 

18.  Не привязывайтесь к одной соцсети
Каналы передачи информации могут меняться. На первом краудфандинге у вас может быть соцсеть «Вконтакте». А во втором, основная аудитория уже будет в Facebook. Меняется рынок, а, может, вам, удастся донести смыслы до более зрелой аудитории. В «Фейсбуке» сегодня сидит более платежеспособен аудитория, готовая слушать смыслы.

19. Не удаляйте негативные отзывы
В краудфандинге всё должно быть максимально прозрачно. А отзыв – это только отзыв.

20. Личный контакт лучше рекламы
Используйте такой платный инструмент, как продвижение постов в Facebook, иначе аудитория может просто не увидеть ваши сообщения. Но не торопитесь, попробуйте сначала обойтись без трат. Лично писать, лично звонить – это может сработать гораздо лучше, чем прямая реклама.

21. Пробуйте
Кому противопоказан CrowdFunding? Я бы сейчас не стал никого ограничивать. Пробуйте все. Никогда не знаешь, что выстрелит. Понятно, что лучше завершить краудфандинг успешно на 20 тысяч рублей, чем не собрать 200 тысяч. Неуспешный сбор может подмочить репутацию. А может, ты всё исправишь, и со второй попытки всё получится.

22. Кстати, не ждите денег сразу
В договоре с крауд-платформой нет никаких подвохов. Не расслабляйтесь.


2 комментария:

  1. Все четко написано. Главное что у людей есть возможность. Что с ней делать решает каждый сам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учитесь на чужих успехах 😉

      Удалить